165 ЛЕТ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА!

23.06.2025 Новости

23 июня – 165 лет со дня начала строительства Московско-Рязанской железной дороги
Еще в начале 1860-х гг. пассажирские и товарные перевозки в России осуществлялись в основном по грунтовым и шоссейным дорогам, которые в дождливую погоду приходили в негодность из-за того, что их размывало. Водные же пути можно было использовать для перевозок только в теплое время года. Экономическое развитие страны требовало новых путей сообщения, которые бы в меньшей степени зависели от погодных условий.
В 1860-х гг. с ускорением темпов развития пореформенной России начинается бум железнодорожного строительства. Именно в это время были построены железнодорожные пути, связавшие Москву с такими городами как Нижний Новгород, Рязань, Курск, Ярославль, Брест.
Строительство железных дорог представляло громадный интерес для владельцев частных капиталов. В 1859 г. было создано Общество Московско-Саратовской железной дороги, куда вошли генерал-адъютанты Н.Н. Анненков и С.А. Юрьевич, гофмейстер А.И. Сабуров, генерал-майор М.Ю. Поливанов, крупные русские, а также немецкие и бельгийские торговцы, промышленники и чиновники, в том числе вице-президент совета бельгийских железных дорог, почт и телеграфов Флорентин-Ксавье Брауер-де-Гогендорп (фр. Florentin Xavier de Brouwer de Hogendorp). Проектируемая железная дорога от Москвы через Рязань и Моршанск на Саратов должна была связать столичные города с хлебородными районами Поволжья и соединиться с Николаевской (Петербурго — Московской) железной дорогой.
23 июня (11 июня ст. ст.)1860 г. началось строительство первого участка железной дороги от Москвы до Коломны. Велось оно под управлением бельгийского инженера Жаклин, который прежде руководил работами по сооружению Московско-Нижегородской железной дороги. Половину инженеров на участках Московско-Нижегородской железной дороги составляли французы и бельгийцы, а Московско-Рязанскую железную дорогу, хотя и по иностранному проекту, строили уже русские военные инженеры. Интересно, что в Бельгии для поездов используется левостороннее движение, вот и участок железной дороги от Казанского вокзала Москвы до Рязани 1 – единственный в России, который так и работает по сию пору в левостороннем режиме.
В 1861 г. Жаклина на посту главного инженера сменил инженер корпуса путей сообщения, подполковник Владислав Францевич Бергель. В прессе отъезд иностранного специалиста объясняли по-разному. Упоминались и желание Общества Саратовской дороги сократить расходы, и технические промахи в расчетах бельгийца, приведшие к дополнительным издержкам при сооружении железной дороги, и возможное недовольство Жаклина жалованьем: как главный инженер, на котором лежала громадная ответственность, он получал семь тысяч рублей – сумму которую журналисты считали «порядочной, но не избыточной». А вот жалованье главного секретаря общества, Павла Григорьевича фон Дервиза, находили «громадным». Оно составляло восемь тысяч рублей, и считалось сильно завышенным. Карьера фон Дервиза как раз и началась со строительства Московско-Рязанской железной дороги. Очень быстро скромный сенатский чиновник, ведавший поставками провианта во время Крымской войны 1853–1856 гг., превратится в железнодорожного магната. Но, с другой стороны, именно благодаря Павлу фон Дервизу, его энергии и таланту привлекать людей и капиталы в дело, железная дорога до Рязани все-таки была построена.
Длина первого участка пути от Москвы до Коломны составляла 117,2 версты. Железная дорога была проложена в один путь, но земляное полотно и каменные части мостов были устроены с расчетом под строительство второго пути. Движение по участку Москва – Коломна было открыто 20 июля (ст.ст.) 1862 г.
Вместе с тем финансовые дела Общества Московско-Саратовской железной дороги были из рук вон плохи, денег на постройку второго участка дороги от Коломны до Рязани и закупку подвижного состава не было. Однако Павел фон Дервиз сумел привлечь частные немецкие капиталы. Первоначальные планы изменились: было решено ограничить устройство железной дороги участком до Рязани. Общество Московско-Саратовской железной дороги в 1863 г. ликвидировали, на смену ему в том же году было создано Общество Московско-Рязанской железной дороги, председателем которого стал фон Дервиз.
Второй участок Московско-Рязанской железной дороги, от Коломны до Рязани, был выстроен за год. 26 июля 1863 г. состоялось освящение работ, что можно принять за дату начала строительства. Работами руководил главный инженер, капитан путей сообщения Данилов. Подряд на строительство этого участка правление Общества отдало фирме Дурова, но на деле работы осуществлял выступавший в качестве субподрядчика Карл Фёдорович фон Мекк, талантливый инженер и предприниматель, в дальнейшем – непременный партнер Павла Григорьевича фон Дервиза в деле строительства железных дорог. Фон Мекк взял подряды на проведение земляных работ, постройку полотна и всех искусственных сооружений Московско-Рязанской дороги.
В Рязани станция была устроена в пригородной Троицкой слободе, т.к. городская территория к тому времени была полностью застроена. 23 июля 1864 г. туда прибыл первый поезд из Коломны, на котором приехал председатель правления общества П.Г. фон Дервиз, а также несколько акционеров и лиц, участвовавших в постройке этого участка дороги. Их хлебом-солью встречали крестьяне Троицкой слободы, дивившиеся первому локомотиву в городе. А после торжественного обеда, который был накрыт в залах «пассажирского здания», гости в восемь часов вечера на том же поезде отправились обратно.
Регулярное движение на участке от Коломны до Рязани открылось 26 августа 1864 г. В Коломне оно начиналось с противоположного берега Оки. Пассажиры переходили туда по временному мосту, а вагоны, каждый отдельно, по тому же мосту переправляли при помощи конной тяги. Когда весь поезд собирался на противоположном берегу, к нему подцепляли другой паровоз, который тащил состав уже до самой Рязани. Из-за этой задержки путь от Рязани до Москвы занимал 8 часов 40 минут.
Поначалу поезд из Рязани в Москву отправлялся единственный раз в сутки, в 12 часов дня.
В 1865 г. был построен мост через Оку, и началось «правильное» движение по всей дороге. Московско-Рязанская железная дорога стала одной из важнейших торговых артерий страны. По ней осуществлялись крупнейшие перевозки сельскохозяйственной и строительной продукции: ржи, пшеницы, овса, льна, пеньки, чугуна и леса. Очень активным на этом направлении было пассажирское движение. Помимо конечных имелось 13 станций, такие как Люберцы, Раменское, Коломна, Луховицы, Рыбное и др.
В крупных населенных пунктах были выстроены вокзалы. Первым построили Рязанский вокзал в Москве, в 1862 г. Здесь размещалось и правление Московско-Рязанской железной дороги. В 1895 г. железная дорога из Рязани была продлена до Казани, в связи с чем Рязанский вокзал в Москве был переименован в Казанский.
В Рязани внушительных размеров здание вокзала построили в 1867–1869 гг. Позднее оно было значительно расширено. Как выглядел вокзал в начале прошлого столетия, можно увидеть на открытках и фотографиях из фондов РИАМЗ.
Сегодня станция Рязань 1 сохраняет важное значение как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
Материал подготовлен научным сотрудником ЦНИ А.А. Володиной
Список фотографий:
Открытка «Москва. Рязанский вокзал». 1900-е гг. РИАМЗ
Вид на вокзал Рязань Московско-Казанской железной дороги. Начало 1900-х гг. РИАМЗ
Открытка «Рязань. Рязанский вокзал Московско-Казанской железной дороги». 1904 г. РИАМЗ

>