100 страниц истории. 80 страница.

20.09.2020 Новости

Учебные мастерские – важная составляющая часть любого среднего специального технического заведения. С первых дней образования техникума поднимался вопрос о создании своих учебных мастерских.
В сведениях за январь 1921 года говорится: «Собственных мастерских, физического и химического кабинетов пока не имеется, но достигнуто соглашение о пользовании такими учреждениями Губпрофобра, также как и материалами с обязательством возместить впоследствии. При этом поставлено условие, что ученики выполняют заказы училища, и все поделки поступают ему же. Одновременно положено начало собственным мастерским, пока столярной, а в ближайшее время начнется устройство и слесарной.
Инженер Лебедев С.С., помимо руководства учебной частью, руководит также организацией собственных мастерских с расчётом принятия заказов центра на изготовление пособий, согласно циркулярному распоряжению Учтрапа от 10/I 1921 за №6098.»
В годы становления училища первый директор Худзинский Николай Александрович большое внимание уделял становлению мастерских. Он болел душой за то, чтобы правильно и своевременно наладить и организовать деятельность учебных мастерских. Требовал постоянного отчета и следил за точным выполнением своих распоряжений.
Изначально мастерские были: слесарные, кузнечные и столярные.
По архивным сведениям, в 1921 году первым заведующим мастерскими был Аксененко Николай Иванович.

Из материалов Рязанского ГАРО:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
о состоянии мастерских Рязанского строительного училища

Составители планов и программ по практическим работам в мастерских, очевидно, имели ввиду мастерские вполне организованные, снабженные достаточным количеством инструментов, и расположенные в достаточно просторном помещении, они имели ввиду то время, которое, несомненно, придёт, но до которого мы пока еще не дожили. А в настоящее время мастерские училища находятся в таком состоянии, при котором выполнение учебного плана становится почти невозможным.
Для строительных работ нет мастера, а один преподаватель не может справиться с делом. Нет специальной одежды для учеников, и они часто отказываются от грязной работы, не желая портить свой единственный костюм. Для столярной мастерской нет достаточного помещения — негде складывать запас досок; количество инструментов недостаточно, необходимо было бы приобрести, например, до 20 шерхебелей, рубанков и фуганков, но достать их негде и не на что. В крайнем случае, можно было бы сделать своими силами колодки, но нет стали для железок. Поэтому строительные и деревоотделочные работы не могут удовлетворить всех требований программы. Мастерские по металлу также оборудованы недостаточно. Тиски другой конструкции и легко ломаются, количество и качество слесарных инструментов оставляют желать многого. Слишком мало зубил, подпилков, щипцов, свёрл и пр., нет полотен для ножовок, даже нет ни одних кусачек и приобрести их негде и не на что; инструментальной стали нет, и оборудоваться не на что.
Такой же острый недостаток инструментов и оборудования чувствуется в кузнице. Недостаток зубил, бородков, обжимок, кувалд; в кузнице всего один огонь, а вентилятор слишком тяжёл и непроизводительно поглощает силу. При таком состоянии мастерской, особенно, когда часть тисок вышла из строя, класс пришлось разделить на две группы. Одновременно может работать только половина класса, вследствие чего число рабочих часов на триместр сокращается вдвое. Чувствуется также недостаток выбора материалов для всех программных работ. Есть железо, но нет того сорта, который был бы нужен для данной работы, приходится приспособляться к скудному материалу, что часто бывает очень затруднительно и тормозит работу. Для кровельных работ нет материала.
При таком состоянии дел, основная программа не может быть исполнена даже наполовину. Мастерские Рязанского строительного училища существуют всего два года. Они находятся в состоянии роста, и притом в тяжёлых условиях, и им не под силу выполнить все требования программ, составители которых имели ввиду мастерские, способные к полной работе.

19 декабря 1924 г.
Зав. мастерскими: И. Казанцев

Старые мастерские построены до войны. Сейчас на этом месте располагается спортивный зал. На месте электрощитовой была кузня.
В 1930 году ответственным руководителем производственного обучения техникума становится Иванов Сергей Николаевич. В 1932 году в мастерских велись столярно-плотнические и слесарно-кузнечные работы.
С 1933 по 1967 гг. руководство техникумом осуществлял Богатырев Иван Архипович. Он уделял большое внимание укреплению материально-технической базы нашего учебного заведения, в частности много сделал для упорядочения работы мастерских. Из распоряжения начальника техникума Богатырева И.А. от 22/Х 1934г. №126 «Зав. производством тов. Иванов принимает заказы на работу мастерских, распоряжается штатом инструкторов. Ведет учет всех поделок и их оценку. Следит за всем имуществом, требующим ремонт. Отвечает за исправность и работу всех установок (моторы, щитки, радио, оборудование уборных, электрическую сеть), за их регистрацию в соответствующие организации. Отвечает за охрану безопасности производства работ. Планирует работу мастерских, предварительно согласуя с соответствующими организациями. Выписывает через склад, а также закупает материалы для мастерской и для нужд учебного заведения касающихся установок. Производит сдачу всякого рода работ организациям или частным лицам по договорам. Отвечает за своевременную подготовленность к предстоящим праздникам во всех разрезах. Рабочий день не нормированный. О ходе работ докладывать мне по мере необходимости ежедневно и обязательно 1 раз в неделю».
Во время Великой Отечественной войны техникум продолжал функционировать, несмотря на трудности военных лет. Мастерские находились на базе железнодорожных школ №16 и №17 г. Рязани. Студенты проходили производственную практику на железнодорожных предприятиях города Рязани, станций Голутвин и Рыбное. Коллектив учащихся железнодорожного техникума проводил работу по оказанию помощи фронту и транспорту. В 1943 году было создано две бригады, которые посылались на разработку торфа для обеспечения топливом техникума. Без всяких затрат государственных средств в мастерских техникума производился силами учащихся ремонт: здания, мебели, коек, постельных принадлежностей, а также построено овощехранилище. В зимнее время, в период снежных заносов, студенты чистили станционные пути. В 1944 году были созданы 24 бригады по снегоборьбе и присвоением им наименования – «фронтовые».
После Великой Отечественной войны учебные мастерские были восстановлены. В них приступили к изготовлению новых полок и стеллажей и ремонту учебной мебели. С 1945 по 1971 мастерскими заведовал Куликов Александр Матвеевич, — хороший организатор и мастер. По воспоминаниям преподавателей: «Все работы проводились на профессиональном уровне: токарные, слесарные, столярные, электрические работы, кузнечные работы. Посещаемость в группах была высокая. Беспорядков в деле никаких не было. Дисциплина была на высоком уровне. Мастерские были хорошо оборудованы всем необходимым. Все инструменты лежали на своем месте. Студенты во время учебной практики изготавливали: табуретки, бытовые изделия, молотки».
В 60- е годы было принято решение о строительстве двух цехов учебных мастерских. 17 ноября 1960 года вышел Приказ №584 Министерства высшего и среднего специального образования СССР, где говорилось что «учащиеся должны проходить практику путем непосредственного участия в производственном труде по выполнению производственного задания и получить рабочую квалификацию по одной из строительных профессий».
В июне – июле 1961 года проходили строительную практику учащиеся I, II и III курсов строительных групп. Под руководством зав. учебными мастерскими Куликова А.М. и мастера – инструктора Бесчастного В.Н., ребята выполнили большой объем работ на строительстве спортивного зала и учебных мастерских. Учащиеся, проходя учебную и производственную практику на строительстве, в большинстве, своем добросовестно и с любовью относились к работе, осваивая необходимые навыки по строительным специальностям. Силами студентов были выполнены следующие работы: разобраны ранее существовавшие строения объемом 560 кв.м., вырыты траншеи под фундамент объемом 70 кв.м., выложили кирпичные стены строительного цеха, объемом 40 м3. Учащиеся этих групп овладели навыками ведения бетонных работ, кирпичной кладки и показали хорошее отношение к труду.
Руководителям строительной практики и учащимся была объявлена благодарность.
В результате были построены два цеха учебных мастерских.
В 1977 году мастерские возглавил Васильев Анатолий Иванович, который тоже внес свой вклад в развитие и оснащение мастерских новыми инструментами и материалами, кроме того был замечательным мастером — плотником и столяром, наставником молодежи.
Чирков Михаил Михайлович был заведующий мастерскими свыше двадцати восьми лет. В 90 — е годы появился проект для строительства новых цехов учебных мастерских. После долгих лет согласования и утверждения, в период с 1997 по 1998 гг. построены 4 цеха новых мастерских:
— сварочный,
— электромонтажный
— два слесарных.
В настоящее время один из слесарных переоборудован в цех отделочных работ.
С 2015 года мастерскими техникума руководит Кирсанов Сергей Михайлович (работает в техникуме с 1994 года). Несмотря на то, что материально-техническая база мастерских давно не обновлялась, Сергей Михайлович бережно, с пиететом относится к оборудованию и инвентарю, среди которых есть и уникальные экземпляры, например, сверлильный станок – ровесник техникума 1924 года выпуска, изготовленный артелью им. т. Буденного.
Как и 100 лет назад, студенты в рамках учебной практики тренируют профессиональные навыки, восстанавливая мебель и осуществляя текущий ремонт помещений техникума.
За последние 3 года силами сотрудников и студентов техникума выполнено множество работ: отремонтированы комнаты в общежитии, восстановлена кровля зданий, а также плиточного покрытия территории, дважды произведен окрас внутренних помещений учебных корпусов, многократно устранены поломки систем водоснабжения и водоотведения.
Современные мастерские представляют собой комплекс, состоящий из 6 цехов:
1. Цех слесарных работ
2. Цех столярно–плотницких работ
3. Цех механических работ
4. Цех электросварочных работ
5. Цех электромонтажных работ
6. Цех строительных работ (плиточно-штукатурные работы, каменная кладка).

#100страницистории #рязаньпгупс #пгупс #ржд #роспрофжел