100 страниц истории. 25 страница.

25.07.2020 Новости

Дарков Анатолий Владимирович

Дарков Анатолий Владимирович (18.02.1906–22.06.1991) Родился в г. Скопин, Рязанской губернии. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. Автор более 100 научных и методических работ. Широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом получил его учебник «Строительная механика», переведенный на девять языков. Учебник на английском языке выдержал пять изданий. Издавался во Вьетнаме, Бразилии, Болгарии, США и Канаде. Последнее издание учебника (в соав торстве с Н.Н. Шапошниковым и Р.Е. Кристалинским) выпущено в 2018 г. 14-м изданием. Учебник «Статика сооружений» издавался в Китае и ГДР. Учебник «Сопротивление ма териалов», написанный А.В. Дарковым в соавторстве с Г.С. Шпиро, с успехом используется студентами до настоящего времени. Награжден орденом Ленина (1961), орденом Дружбы народов (1983), орденом Отечественной войны и 11 медалями.

 

Анатолий Владимирович является автором множества учебных изданий, но есть в списке его трудов и художественное произведение, его воспоминания о войне «В вяземском окружении. Воспоминания бойцов 6-й дивизии народного ополчения. 1941–1942». Ниже цитируем избранные места из книги.

 

Мне повезло в жизни. У меня были по-настоящему удивительные родители. Из уст моего отца и матери мы, дети, никогда не слышали ни одного бранного слова. В доме царило взаимное уважение, любовь, доверие – исключающее возможность даже в шутку сказать что-то похожее на неправду или вызвать обиду. Мы не бывали свидетелями ссор между родителями, их образ для нас всегда был священным, и нам хотелось быть похожими на них. Все обещания, которые давали родители, всегда выполнялись. Мы знали, что если папа сказал, что он завтра пойдет с нами в лес за грибами, то это обязательно свершится. Дух честности, правды, царивший в нашей семье, был результатом высокого морального облика наших родителей. Никогда и ни в чем родители нас не обманули.

В 1920 году открылось в городе Среднетехническое училище путей сообщения. Летом 1921 года был объявлен прием на подготовительное отделение. Конкурс был тяжелый. Я понимал, что у меня мало шансов выдержать экзамен. Одновременно со мной на первый курс поступал мой старший брат Юра. К тому времени, когда я только приступал к сдаче приемных экзаменов на подготовительное отделение, брат был уже зачислен на первый курс. Возглавлял это учебное заведение преподаватель математики Николай Александрович Худзинский, установивший следующий порядок в училище: при переходе с курса на курс все учащиеся держали экзамены в специальной комиссии, в состав которой, кроме преподавателей училища, входили представители Центрального управления транспортными профессионально-техническими учебными заведениями Народного комиссариата путей сообщения. Они приезжали из Москвы.

    Одновременно с этим объявлялся конкурс для вновь поступавших, которые также экзаменовались в этой комиссии. Часть учащихся отсеивалась, а небольшая группа принималась вновь. На три свободные вакансии на первом курсе было подано около семидесяти заявлений. Процедура экзаменов была строгой; опрос проводился по билетам в письменной форме и устной. Содержание билетов известно не было, их привозили из Москвы в запечатанных конвертах.

На подготовку к экзаменам при поступлении в училище у меня было около двух недель; очень слабо я знал алгебру, не имел понятия о том даже, чему равно а плюс в в квадрате. Неудовлетворительная оценка по математике мною была получена на экзамене совершенно правильно, по заслугам. Сочинение по русскому языку я писал на свободную тему.

Обсуждение в приемной комиссии результатов экзаменов проводилось в большом помещении, куда доступ был свободный. Товарищ моего брата, который тоже, в числе трех человек, был принят на первый курс, присутствовал на этом заседании, и вот что он мне рассказал: «Когда стали рассматривать полученные тобою экзаменационные оценки, то председательствующий Худзинский сказал, что здесь вопрос ясен – Анатолий Дарков принят быть не может. Тут же взял слово твой экзаменатор русского языка Помялов, который предложил, несмотря на плохие отметки по математике, полученные на экзамене, все же тебя принять, но условно; ты на него произвел приятное впечатление. Кроме того, сказал он, у него есть старший брат, выдержавший экзамен при таком большом конкурсе. Думаю, Анатолий Дарков с помощью брата сумеет ликвидировать свое отставание по математике и догнать в короткий срок своих товарищей по классу».

 Комиссия согласилась с этими доводами Помялова. Я был зачислен условно на подготовительное отделение. Ликвидировать свое отставание я должен был в течение первого месяца. В моей группе, где я учился, математику преподавал Николай Александрович Худзинский – директор училища.

Свое отставание по алгебре, не прибегая к помощи брата, я ликвидировал в течение первых двух недель. Учебник по алгебре Шапошникова и Вальцева я изучил от корки до корки, прорешав все примеры и задачи.

Почувствовав себя подготовленным, я стал просить Николая Александровича меня проэкзаменовать; мне хотелось поскорее освободиться от гнетущего состояния, связанного с условностью зачисления. Этот экзамен Николай Александрович несколько раз назначал и затем откладывал; наконец он сказал, что экзаменовать меня не будет, он уверен, что я не хуже других: «Считай, что условность твоего зачисления с тебя снята, отныне ты полноправный ученик нашего училища».

Включаюсь в серьезную работу по изучению дисциплин, преподаваемых в училище. Принимаю следующее решение: писать конспекты. На лекции и практическом занятии стараюсь как можно больше записать, затем дома сделанные черновые записи переписываю начисто, формулируя мысли преподавателя своими словами, но так, чтобы было ясно и понятно не только мне, но и любому, кто попытается по моему конспекту самостоятельно освоить изложенный в нем учебный материал. Такой способ освоения любой дисциплины, по моему опыту, навсегда закрепляет полученные знания. Эти конспекты у меня сохранились, им уже более 60 лет. Такой же прием освоения знаний я применял и в высшей школе.

 Рязанское среднетехническое училище в память 3-й годовщины Октябрьской революции за время моего обучения неоднократно переименовывалось – называли его один год строительным техникумом путей сообщения, затем присвоили ему название строительной профшколы. В настоящее время это учебное заведение называется Рязанским строительным техникумом железнодорожного транспорта имени Бориса Николаевича Веденисова. Однако окончить мне его не удалось. Мой отец Владимир Алексеевич Дарков был вызван на работу в Народный комиссариат финансов РСФСР и 15 августа 1925 года назначен на должность техника-специалиста отдела прямых налогов.

Мы переехали в Москву. С понижением на один курс я был принят в Московский строительный техникум.

Все свободное время самостоятельно изучаю строительную механику, сопротивление материалов. Внимательно слушаю лекции преподавателя Алексея Михайловича Курочкина, стараюсь как можно больше записать, дома составляю конспект – формулирую мысли лектора своими словами. Усиленная и настойчивая работа делает свое дело – ко мне обращаются товарищи по классу за разъяснениями трудных вопросов строительной механики. Вечерами провожу дополнительные занятия с отстающими по их просьбе. Проведение каждого такого занятия углубляет мои знания. Убеждаюсь в правильности тезиса: уча других, мы учимся сами.

Окончив в 1927 году техникум и получив звание техника первого разряда, я принимаю решение учиться дальше, поступить в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).

Все мои последующие успехи в жизни не доставляли такой радости, какую я испытал, когда стал студентом высшей школы. Институт я окончил за два с половиной года. 16 июня 1930 года я получил диплом инженера путей сообщения. Декан факультета, профессор Константин Александрович Оппенгейм много раз мне потом говорил, что я, наверное, никогда не забуду, какие мне пришлось преодолеть трудности при поступлении в институт: «Вы единственный студент в истории института, которому удалось за такой короткий срок сдать все предметы за первый курс и окончить институт за два с половиной года».

В студенческие годы я не только учился, но и работал. Проводил занятия в качестве ассистента Алексея Михайловича Курочкина в техникуме. Кроме того, преподавал строительную механику на курсах среднего комсостава НКПС, помещавшихся в здании МИИТа.

Педагогическая работа на курсах и в техникуме окончательно убедила меня в том, что свою жизнь я должен полностью посвятить этой деятельности. Чтение лекций доставляло мне ни с чем не сравнимое удовольствие. Здесь я никогда не уставал. Так было и продолжается и поныне, на протяжении всей жизни. Я всегда был занят. У меня сохранились листы с расписанием проводимых мною учебных занятий в разных институтах Москвы. Первые годы моей педагогической деятельности совпали с открытием многих новых вузов страны. Так, например, на базе Московского института инженеров железнодорожного транспорта, который я окончил в 1930 году, возникли: Московский автодорожный институт, Московский эксплуатационный институт железнодорожного транспорта, Ленинградский институт водного транспорта, Московский институт нового железнодорожного строительства, Московский инженерно-экономический институт. То же происходило и с рядом других московских высших учебных заведений. Во всех этих вузах не хватало преподавателей. На меня возник большой спрос. Бывали дни, когда я преподавал по 13 часов в разных учебных заведениях Москвы.

 

Преподавательская и научная деятельность Анатолия Владимировича была прервана войной, на которую он пошел добровольцем. Воевал в составе 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района Москвы. В состав дивизии вошли рабочие крупных предприятий района (заводы «Борец», «Красный металлист», «Станколит», «Красный штамповщик», завод твердых сплавов, глиссерный завод), а также служащие учреждений, преподаватели и студенты высших учебных заведений, в том числе МИИТа. Судьба московского народного ополчения по большей части оказалась трагична. Анатолий Владимирович в полной мере разделил ее, оказавшись в печально известном вяземском окружении. Вот как описывает Анатолий Владимирович свою военную историю при обороне Москвы.

 

В двадцатых числах октября я попал в плен к немцам. 27 октября в 40 километрах от Смоленска на станции Пересна я совершил побег. 22 декабря в 60 километрах от Ефремова вышел из окружения. 26 декабря был направлен Ефремовским пересыльным пунктом в Москву. В Москву прибыл 29 декабря. 3 января Мосгорвоенкомат меня демобилизовал и восстановил на гражданской работе. Пробираясь из глубокого немецкого тыла на советскую территорию, мне пришлось пройти около 500 километров по оккупированным районам нашей Родины. Много видел я ужасов, смерть шла за мной по пятам. Только благодаря нашим крестьянам я остался жив. Разоренные, ограбленные фашистами, люди делились со мной последним куском хлеба и предоставляли ночлег. И это в то время, когда немецкое командование в целях борьбы с партизанским движением категорически, под угрозой смертной казни запрещало населению оказывать таким, как я, какое-либо содействие.

 

После войны Анатолий Владимирович продолжил работать на кафедре Строительной механики Московского института инженеров транспорта (МИИТ), а с 1956 г. стал заведующим кафедрой Сопротивления материалов и строительной механики Всесоюзного заочного политехнического института (ВЗПИ). После кончины А.В. Даркова эта кафедра стала носить его имя.

Выпускники

#рязаньпгупс #пгупс #миит #100страницистории

Сотрудники МИИТ